Кружок «Страна запоминания»
1.1. Пояснительная записка
К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребёнка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Важнейший принцип мнемотехники – наглядность.
Мнемотехника помогает быстро и надолго запоминать информацию.
Улучшает память и внимательность. Развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор. Учит правильно произносить звуки и слова. Формирует логическое и образное мышление. Совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности. Воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Программа составлена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-6года) со сроком реализации на 2 года: с сентября по май включительно. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20(25) минут во второй половине дня.
Срок реализации рабочей программы - 2 года (2024-2026 учебный год).
Обоснование актуальности
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод мнемотехники. Данный метод позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой методики является изображение не предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
Программа занятий
Программа по дополнительному образованию на тему «Страна запоминания» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»