Кружок "Нейрогимнастика для ума"
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа по развитию межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста «Нейрогимнастика для ума» (далее – Программа) предназначена для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений. Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и может использоваться как с детьми, имеющими нормотипичную линию развития, так с детьми с особыми образовательными потребностями.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации мозговой деятельности и передачи информации из одного полушария в другое. У ребёнка поначалу ярко выражена работа правого полушария, но при систематической, целенаправленной работе специалиста по развитию межполушареного взаимодействия у дошкольника начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной асимметрии становятся более обозначенными (А. Р. Лурия, А. Л. Сиротюк, М. Шичида и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие синхронной работы и согласованного взаимодействия двух полушарий головного мозга основной причиной возникающих трудностей в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова и др.). При несогласованности межполушарного взаимодействия не совершается полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями головного мозга, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Так, правое полушарие отвечает за чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём устанавливается сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Кроме того, правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, которая поступает из противоположной половины тела.
В последнее время в коррекционной педагогике много внимания акцентируют на роль межполушарного взаимодействия для развития интеллекта ребёнка, данные игры рекомендуют и врачи-неврологи. И это не спроста, так как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития межполушарных структур головного мозга, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована и происходит активное формирование новых нейронных связей. Таким образом, если в дошкольном возрасте применять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную и систематическую работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счёт развития новых нервных связей, что в свою очередь будет являться важным условием успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования, но и залогом благополучного обучения ребёнка в школе.
Многие родители начинают готовить ребёнка к школьному обучению еще задолго до поступления в первый класс, акцентируя внимание на обучение чтению и письму, счёту и иностранным языкам. Тем самым, они упускают из виду развитие самые главных познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, процессы самоконтроля и саморегуляции, которые являются залогом успешного освоения школьных образовательных ориентиров. Именно в процессе развития межполушарного взаимодействия, начиная с младшего дошкольного возраста, данные когнитивные процессы развиваются и совершенствуются, создавая фундамент для дальнейшего развития ребёнка в целом.
При переходе на школьную ступень обучения упражнения для развития мозговой активности повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают
мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма. Также данные упражнения формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями.
Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей дошкольного возраста могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Именно специальные упражнения для синхронного взаимодействия двух полушарий головного мозга в полном объёме способны справиться с этой задачей.
Предлагаемые нейроигры и упражнения на развитие межполушарных связей способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Применение нейроигр и упражнений в образовательном процессе позволит педагогам повысить интеллектуального возможности воспитанников, вывести потенциальные возможности детей на качественно новый уровень актуального развития. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению.
Систематическое использование межполушарных упражнений на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения позволит:
- расширить круг интересов и общения детей;
- активизировать познавательные процессы;
- совершенствовать мелкую и общую моторику; - синхронизировать общие движения;
-совершенствовать речевую активность.
Исходя из вышесказанного, формирование межполушарного взаимодействия именно в дошкольном возрасте является очень актуальным для успешного обучения в школе и развитии ребёнка в целом.
Важным фактором при построении работы по развитию межполушарного взаимодействия является систематичность проводимой работы в данном направлении и точность выполнения упражнений.
Программа занятий
Программа по дополнительному образованию "Нейрогимнастика для ума» по развитию межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста"Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»