Кружок "Нейрогимнастика для ума"

Воспитатель 1 категории Акименко Елена Александровна.
Воспитатель 1 категории
Акименко Елена Александровна
Пояснительная записка 
 
  Настоящая дополнительная общеобразовательная программа по развитию межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста «Нейрогимнастика для ума» (далее – Программа) предназначена для использования педагогами дошкольных образовательных учреждений.       Программа разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и может использоваться как с детьми, имеющими нормотипичную линию развития, так с детьми с особыми образовательными потребностями. 
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации мозговой деятельности и передачи информации из одного полушария в другое. У ребёнка поначалу ярко выражена работа правого полушария, но при систематической, целенаправленной работе специалиста по развитию межполушареного взаимодействия у дошкольника начинает подключаться левое полушарие, а к началу школьного обучения функции полушарной асимметрии становятся более обозначенными (А. Р. Лурия, А. Л. Сиротюк, М. Шичида и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие синхронной работы и согласованного взаимодействия двух полушарий головного мозга основной причиной возникающих трудностей в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста. 
    Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова и др.).  При несогласованности межполушарного взаимодействия не совершается полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями головного мозга, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Так, правое полушарие отвечает за чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём устанавливается сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Кроме того, правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, которая поступает из противоположной половины тела.  
     В последнее время в коррекционной педагогике много внимания акцентируют на роль межполушарного взаимодействия для развития интеллекта ребёнка, данные игры рекомендуют и врачи-неврологи. И это не спроста, так как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития межполушарных структур головного мозга, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована и происходит активное формирование новых нейронных связей. Таким образом, если в дошкольном возрасте применять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную и систематическую работу по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счёт развития новых нервных связей, что в свою очередь будет являться важным условием успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования, но и залогом благополучного обучения ребёнка в школе. 
      Многие родители начинают готовить ребёнка к школьному обучению еще задолго до поступления в первый класс, акцентируя внимание на обучение чтению и письму, счёту и иностранным языкам. Тем самым, они упускают из виду развитие самые главных познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, процессы самоконтроля и саморегуляции, которые являются залогом успешного освоения школьных образовательных ориентиров. Именно в процессе развития межполушарного взаимодействия, начиная с младшего дошкольного возраста, данные когнитивные процессы развиваются и совершенствуются, создавая фундамент для дальнейшего развития ребёнка в целом. 
        При переходе на школьную ступень обучения упражнения для развития мозговой активности повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают 
мыслительную деятельность, облегчают процесс чтения и письма. Также данные упражнения формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. 
Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. 
Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей дошкольного возраста могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Именно специальные упражнения для синхронного взаимодействия двух полушарий головного мозга в полном объёме способны справиться с этой задачей. 
      Предлагаемые нейроигры и упражнения на развитие межполушарных связей способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Применение нейроигр и упражнений в образовательном процессе позволит педагогам повысить интеллектуального возможности воспитанников, вывести потенциальные возможности детей на качественно новый уровень актуального развития. Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребенка и способствует успешной подготовке к школьному обучению. 
        Систематическое использование межполушарных упражнений на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения позволит: 
-    расширить круг интересов и общения детей; 
-    активизировать познавательные процессы; 
-    совершенствовать мелкую и общую моторику; - синхронизировать общие движения; 
-совершенствовать речевую активность. 
        Исходя из вышесказанного, формирование межполушарного взаимодействия именно в дошкольном возрасте является очень актуальным для успешного обучения в школе и развитии ребёнка в целом. 
     Важным фактором при построении работы по развитию межполушарного взаимодействия является систематичность проводимой работы в данном направлении и точность выполнения упражнений. 

Программа занятий

Программа по дополнительному образованию "Нейрогимнастика для ума» по развитию межполушарного взаимодействия детей дошкольного возраста"
 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie