Летние игры с водой


Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка.
Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют
развитию ребёнка во всех аспектах.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые, как переливание, выливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию мелкой
моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывать любознательность, формировать способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения.
Лучше, если водичка будет тёплой и кипячёной. Это не вызовет «тактильного дискомфорта» у детей, доставит приятные ощущения и обеспечит безопасность для здоровья в том случае, если она попадёт в рот малышу.
Ёмкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7– 10 см, чтобы малышу было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия.
Хорошо иметь клеёнчатый передник, фартук, нарукавник. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки. Очень важно даже самых маленьких детей знакомить с правилами поведения во время игр с водой:
- нельзя намеренно выливать воду на
пол;
- нельзя брызгать водой на других
детей;
- после игры следует раскладывать все
мокрые предметы на полотенце для
просушки.
Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим:
- пластмассовые и резиновые игрушки;
- предметы из различных материалов
(дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры, природные
материалы;
- стаканчики из под йогуртов, бутылочки с крышками, дырками на дне, формочки, ведёрки;
- совки, черпачки, ложки, сита, сачки,
лейки, воронки;
- резиновые и поролоновые губки.
«Взбивание пены»
Нужно: миска с водой, губка, пипетка, жидкое мыло, ведро. Ребёнок приносит и ставит на стол поднос с материалами. Он берет пипетку, набирает немного жидкого мыла и выпускает его в миску с водой. Затем он взбивает мыльную воду до образования пены. Когда работа закончена, ребёнок выливает воду в ведро и потом в раковину. Капли с подноса удаляет губкой. Губкой же вытирает мокрую миску. Очень полезное упражнение для развития мускулатуры кисти руки.
« Переливание воды»
Нужно: поднос, лейка, банки разных объёмов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенную воду льём из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды. Через повторение хода действий ребёнок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: «Где равные количества воды?», «Где воды больше?»
«Игра с водой и губкой»
Нужно: лейка, две тарелки, поднос, губка.Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки , стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно лёгок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
«Аквариум»
Нужно: тазик с водой, мячики, пуговицы, бусинки, мерная ложка, поварёшка. Налейте воду в ёмкость и с помощью мерной ложки ловите рыбок. Причём вытаскивать нужно, не помогая другой рукой.
«Игра c цветами»
Нужно: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Налейте воду из лейки в вазу. Ребёнок должен заметить, что цветам в вазе требуется определённое количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирайте тряпкой. Когда ребёнок заканчивает упражнение - игру, вы вместе убираете рабочее место.
« Вода принимает форму»
Нужно: резиновая перчатка, надувной шарик, бокал, колба, целлофановый мешочек. Кувшин с водой. Полотенце. Губка. Ребёнок держит в левой руке резиновую перчатку, осторожно заполняет ее водой из кувшина. Он наблюдает, что вода приняла форму перчатки. Затем он выливает воду назад в кувшин и проделывает тот же опыт со всеми ёмкостями, которые лежат или стоят на подносе. После работы он удаляет лишнюю воду с подноса с помощью губки, а руки вытирает полотенцем.
«Переливание воды в бутылку»
Нужно: пустая бутылка, воронка, чашка, миска с водой . Наливаете в миску воду, вставляете в бутылку воронку, аккуратно черпаете чашкой из миски воду, через воронку переливаете в бутылку до тех пор, пока в миске ничего не останется. Из бутылки всю воду выливаете обратно в миску. Сначала вы показываете, малыш запоминает очерёдность, потом повторяет.
«Кораблики»
Запускать в тазике с водой бумажный
кораблик. Для того чтобы кораблик
двигался, нужно дуть на него не
торопясь (вытягивая губы трубочкой,
не надувая щеки).
«Зверушки – путешественники»
Рассадите мелкие игрушки (например
игрушки из «киндер - сюрпризов») на
плавающие поверхности воды
«плотики» (различные поролоновые
губки, кусочки пенопласта). А теперь
отправляйте в плавание. Если игрушки
будут падать в воду, будите спасать
зверушек – путешественников обратно
на плотики.
«Игры с бельевыми прищепками»
Малыш может поиграть с цветными прищепками, купаясь в ванной. Их можно вылавливать из воды руками и разными предметами: сачком, ложкой, стаканчиком. Предложите выловить прищепки определённого цвета, например все красные, потом поочерёдно, то одного цвета, то другого. Покажите ребёнку, как тремя
пальчиками можно прицепить прищепку за веревочку, полотенце и даже мамин халат.